valery_kichin (valery_kichin) wrote,
valery_kichin
valery_kichin

Category:

О сериале "Чернобыль"

Сериал «Чернобыль» берет не выдающимися художественными достижениями, а тем, что впервые устроил миру наглядный ликбез, шаг за шагом показав истоки катастрофы, ее ход и - главное - роль в ее возникновении политических институтов. Не только советских – любых. Потому что паутина лжи в равной степени окутала мировую политику, сделав ее непроницаемым для критического взгляда коконом и ставя планету на грань новых катастроф.

Поэтому реалистический, основанный на документах и очень трудный для просмотра фильм стал таким актуальным и в рейтинге перекрыл рекорды страшилок-сказочек наподобие «Игр престолов». Если хотите, это «Нюрнбергский процесс» нового времени.

Поэтому такими бесстыжими выглядят попытки записных пропагандистов толковать о какой-то «русофобии» этого фильма. Нам нужно быть благодарными создателям картины за огромное сочувствие и уважение, с которым они показали героизм наших людей, в сущности, предотвративших гораздо более страшные последствия для всего мира. Так уже было в фильме Кэтрин Бигелоу «К-19» о катастрофе с советской атомной подлодкой, который у нас тоже пытались клеймить за «клевету», глупо и даже преступно отталкивая искренне протянутую нам руку.

Огромное большинство зрителей - профаны в области ядерной физики и воспринимают факты и тезисы фильма как данность. Видно, какая серьезная работа была проделана создателями картины по внедрению в сложнейший материал, чтобы получилось вот такое подобие научного детектива, шаг за шагом расследующего ход чернобыльской катастрофы. Поэтому единственная критика фильма, которую можно было бы воспринять всерьез, - это столь же серьезное опровержение научных данных, на которых он строится. Но, если я ничего не пропустил, никаких таких опровержений от специалистов не последовало.

Последовали обвинения в неточностях некоторых деталей. Хотя и здесь даже критики фильма отмечают добросовестность авторов в воссоздании аутентичной обстановки, деталей быта и даже - самое трудное, но безукоризненно выполненное – соответствие типажей актеров нашим родным представлениям о славянском типе: да, это наши ребята! Хоть и говорят по-английски – а как бы вы хотели?!

Да, есть следы художественной фантазии. «Иван Грозный убивает своего сына» в кремлевских коридорах. Невнятный задохлик вместо хорошо откормленного советского министра – в сцене с шахтерами. Есть эпизоды, напоминающие, что перед нами не документальный, а художественный фильм, где авторы имеют право и обязанность выстроить повествование сообразно своей художественной задаче, концентрируя наш взгляд на ведущей теме фильма. Особенно это чувствуется в заключительной серии картины, которая потому и действует так мощно, что драматургически выстроена безукоризненно, не давая ни на секунду отвлечься и заставляя зрительские мозги работать так же напряженно.

Но говорить о какой-либо вампуке или «клюкве» в данном случае было бы бесстыдством. В любом нашем патриотическом «Т-34» оскорбительной для истории вампуки в десятки раз больше. Мы все с горечью понимаем, что ничего подобного фильму «Чернобыль» наше кино сегодня создать не способно – оно будет постоянно оглядываться на вышестоящие инстанции, опасаться оскорбить чьи-то чувства, и потому постарается не показывать страшные последствия для людей, зато отыграется на сценах с собаками, заставив их умирать на экране в страшных мучениях. Это важный момент: при том, что смотреть «Чернобыль» мучительно тяжело (мы каждый миг сознаем, что это не выдумка, не сказка, а быль, свершившаяся рядом с нами), фильм предельно тактичен в показе страшного. Он требует от зрителей определенного мужества смотреть в глаза страшной реальности, позволяя себе необходимую дозу натурализма, но четко знает, где заканчиваются зрительские возможности, и те же сцены с расстрелом животных дает не через конвульсии собак и кошек, а через глаза поразительного актера.

Фильм НВО – несомненно, огромное событие. И то, что он заставил нас всех мысленно вернуться в конец 80-х, обсуждать катастрофу и ее последствия, заново – а для многих впервые – осознать хрупкость шарика, которым мы так легкомысленно жонглируем, - по-моему, самое важное, что произошло в кинематографе и в общественной жизни нового века. Важное для всего мира, но особенно – для России.
Subscribe

  • Эпитафия кинокритике

    Прочитал изумленный возглас дорогого друга и коллеги: мол, пишу-пишу, а никто не читает! Прочитал и изумился: я-то давно к этому привык. Сейчас,…

  • Ежики в тумане - кино в эпоху пандемии

    Человечество получило еще один страшный урок, и пока ему действительно не до индустрии развлечений. Она испытала некоторый допинг в месяцы…

  • Два часа с солнцем уральской драматургии

    На улице ливень? Вы колеблетесь, бежать на свободу или еще немного погодить в самоизоляции - ведь пандемия еще в разгаре? Не нужно колебаться. Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment