valery_kichin (valery_kichin) wrote,
valery_kichin
valery_kichin

Categories:

Последний талантливый комедиограф покидает Россию

Это интервью было взято в 2011 году. И сейчас появился грустный повод его вспомнить: герой этой беседы знаменитый кинорежиссер Юрий Мамин - представитель редчайшей у нас породы комедиографов - устав от бесплодных попыток реализовать в России свои проекты и снять новые фильмы, эмигрировал в США.

Возможно, теперь США приобретут классного комедиографа, сатирика, художника, полного творческих идей, и мир получит новые прекрасные фильмы. Но Россия их уже не получит. Как не получит множество новых научных открытий, изобретений, книг и спектаклей, всего того, что рождается интеллектом и талантом. Потому что интеллект и талант официальной России не нужен - она уже и не скрывает, что ей нужны не наука, искусство, нормальное телевидение и профессиональная журналистика, а одна сплошная, причем топорная пропаганда.

И она теряет умы и таланты уже в массовом порядке, теряет своих лучших людей.

Вот эта беседа с Юрием Маминым, опубликованная в "РГ" в 2011 году. Уже в ней многое объясняет трагическое для нас решение Мамина покинуть Россию.


Знаменитому киносатирику Юрию Мамину исполнилось 65. А за две недели до того мы с радостью вручили ему Приз зрительских симпатий нашего первого Интернет-фестиваля «Дубль дв@». Сегодня мы печатаем эксклюзивное интервью с юбиляром.

Российская газета \ В вашем лице, Юрий Борисович, я вижу единственного, по-моему, представителя крайне редкого семейства сатириков в нашем кино.
Юрий Мамин \ Да, повымирали. Очистили от них страну. Политикам сатирики всегда были неугодны, но главную роль в этом сыграла массовая культура - оглупление сознания. Когда-то на просмотре «Праздника Нептуна» люди скатывались с кресел от смеха. В Екатеринбурге был случай, когда зрителя увезли на скорой помощи – от хохота стало плохо с сердцем. А теперь студенты, когда я им показываю картину, не смеются – она не вызывает у них ассоциаций. Ведь она пародирует такие ленты, как «Коммунист», «Чапаев», «Александр Невский» Эйзенштейна, про которого студенты уже ничего не знают.

РГ \ Это будущие режиссеры?!!
Мамин \ Ну да. Вы не можете вообразить степень невежественности молодых. Я даю им задание раскадровать эпизод с Германном: Германн проснулся в казарме, луна освещала комнату, он взглянул на часы: без четверти три. Кто-то с улицы заглянул в окно и тут же отошел. Он услышал, как отворилась дверь в передней, раздались шаркающие шаги, и на пороге появилась фигура женщины в белом… Студенты приступают к работе и сдают мне свои варианты. Некий парень Герман лежит с солдатами на нарах, а в окно стучатся проститутки – пришли потрахаться. «А других ассоциаций у вас не возникает? - спрашиваю. – Вам имя Германна о чем-нибудь говорит?». – «Режиссер такой есть». – «А с Пушкиным никак не связывается? «Пиковая дама» вам знакома?» - «Я не помню сюжета». Это - студенты, их учили в школе!

РГ \ Зачем вы таких берете?!
Мамин \ Творческие вузы перешли на коммерческие рельсы - берут не за талант и знания, а за деньги.

РГ \ Но вернемся к тому, что зрители перестали смеяться: юмор всегда опирается на культурный контекст, которым владеет зритель.
Мамин \ Да на его багаж культурных знаний. Альтернатива – юмор примитивный, «частушечный». Юмор пресловутого «Камеди клаба». Он не требует ассоциаций, и сатира там если и бывает – то грубая: «ты – говно!» - и все хохочут. Но мне такой юмор совершенно неинтересен.

РГ \ Вы смотрите телевидение?
Мамин \ Только французский канал Mezzo. Там звучит то, что уже не звучит у нас, - Стравинский, Прокофьев, Шостакович…

РГ \ И все же – почему исчезает сатира? Вот вы как сатирик состоялись в годы перестройки – ваш «Праздник Нептуна» был первой комедией новых времен.

Мамин \ Все, что мне удалось при советской власти, - это поступить на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Эльдара Рязанова. Но даже получив «отлично» за дипломный фильм «Желаю вам», я не мог дебютировать и еще три года работал вторым режиссером на «Ленфильме». Сценарий «Праздника Нептуна» не принимали : «Барахло, поклеп, неправда!». И только когда вмешался Рязанов - приняли. А тут к власти пришел Горбачев, фильм запустили. Снимался он трудно, многие хорошие сцены не сняты просто потому, что не было финансирования. Но времена менялись, вчерашние враги картины мне теперь жали руку, но успешно чинили препятствия фильмам новых дебютантов. И теперь уже им ставили меня в пример: «Ну что вы Чехова берете с его мелкотемьем! Вот посмотрите, как взялся за современную тему Мамин - всем дал по мозгам!». Такова чиновничья природа. Как говорил Куликов в «Девяти днях одного года»: «Дурак всегда идет в ногу со временем».

РГ \ Ваши «Окно в Париж», «Фонтан», «Бакенбарды» - все они состоялись в перестроечные годы…
Мамин \ «Праздник Нептуна» вообще был первой картиной перестройки.  Ее показали на съезде кинематографистов, меня сразу приняли в СК, хотели даже ввести в секретариат и правление. Но я отбоярился: хотелось снимать. Так возникли «Фонтан», «Бакенбарды» - эта картина, впрочем, тут же была положена на полку. В кино фильм не шел.

РГ \ Ваша версия - почему?
Мамин \ А он до сих пор не нравится начальству – даже в пушкинские дни показывают что угодно, только не «Бакенбарды». Зато его сюжет повторился в лужковской Москве, где в юбилей Пушкина продавали те же сувениры, что у нас в фильме. И точно так же метро было увешано цитатами типа «Береги честь смолоду!». Особенно напрягает начальников обозначенная в фильме связь националистических группировок с партийным руководством. Был случай, когда приезжал Кирилл Разлогов и брал у меня интервью – собирался показать фильм по каналу «Культура». Но решили не показывать.

РГ \ Какие же ваши фильмы прошли в прокате нормально и успешно?
Мамин \ «Окно в Париж». Смешно: за «Фонтан» меня хотели выдвинуть на Государственную премию, а в прокат его не пустили! Было напечатано несколько копий, и с ними артисты ездили, зарабатывали деньги. А от выдвижения на премию я отказался: лучше выпустите картину на экраны. Был романтиком. И не жалею: нынешнее время расчетливых людей мне неприятно. С ними так неинтересно!

РГ \ Уход романтики из жизни – чем это чревато?
Мамин \ Ушло понятие чести. Ведь теперь как: «Большая честь работать в нашем банке»!». Бесчестие стало едва ли не доблестью. Людей обвиняют в воровстве – а они не считают нужным отстаивать свою честь, это им неважно. Профессия кинематографиста, которой я пытаюсь обучить студентов, в их представлении – только гламур. Они не хотят постигать ее премудрости, она им кажется простой и нарядной: они едут по Ривьере в открытой машине в обнимку с кинозвездами - а больше уметь ничего не надо. Не приучены к работе.

РГ \ Какое же кино они будут снимать?
Мамин \ А какое кино могут делать люди неграмотные? У меня нет ни одного грамотного студента! Ошибки грамматические, стилистические, какие угодно.

РГ \ Грамотность возникает от чтения. Мало читают?
Мамин \ Вот именно. Знанием правил грамматики ничего не добьешься – только чтение. Я уже не могу читать все эти «поциенты», «врочи». А это ведь из диктантов выпускников журфака МГУ!

РГ \ И как производное – устрашающие вкусы в прессе, эфире и кино: фильм «Лесная сказка» переименовывается в «Лесная братва», комедия «Ваше высочество» - в «Сильные перцем». Это не предмет для вашей сатиры?
Мамин \ Конечно. Но фильмы теперь заказывают бизнесмены - а у них такие вкусы. Я давно не снимаю: чем снимать то, что их интересует, лучше вообще не снимать. Люди теряют самоуважение, начинают думать, что все продается и покупается. И раз уж  зашел разговор о том, куда двигаться дальше… На экономическом форуме, связанном с инновациями,  женщина спрашивает: «Что вы все о западных технологиях! Когда свои будем развивать?». Ее тут же осекают: мол, вот видите, опять эти глупости! Надо кончать эти разговоры о том, чтобы кого-то догнать или что-то там восстановить. А я думаю: ну, давайте так поступим со студентами: отметем все, что было создано до нас. Вот пришли из школы – и начали делать сериалы уровня «Реальных пацанов». А вся прошлая культура только мешает! Вот – психология нашего времени.

РГ \ Ваши студенты не знают Пушкина, а вы делаете фильм «Не думай про белых обезьян» в стихах!
Мамин \  Я тогда еще не преподавал и не представлял себе размеров катастрофы. Сейчас я вряд ли стал бы этот фильм снимать. А тогда мне казалось, что я обществу не хватает поэзии – оно огрубело. Что если герои будут говорить в ритме, если все это будет как некое жонглирование, это должно привлечь молодежь: она любит все ловкое и крутое. В фильме высмеиваются халдеи, для которых деньги – всё. Мне казалось, он мог стать глотком воздуха. Любой автор во многом наивен. И он должен питать иллюзии, иначе ничего не выйдет. Если бы я смотрел на все трезво – наверное, и шагу не мог бы ступить в кино.

РГ \ Кому же вы адресовались?
Мамин \ Толпа меня мало интересует. Люди, знающие только мат, не понимают наш язык. Но есть люди, которые понимают. Их немного, но их – достаточно. Есть в Москве общество фанатов фильма «Не думай про белых обезьян». Есть – в Перми. Ежегодно смотрят и каждый раз находят что-то новое. Пишут письма, мне это приятно. Это приятно моей дочери и помогает ей как актрисе жить. Мне проще: я человек уже тертый и за долгую жизнь вижу, как все движется по кругу. И можно заранее предсказать, что будет дальше.

РГ \ Но возврата к временам вечеров поэзии в Политехническом вроде бы не предвидится.
Мамин \ Баха забыли на сто лет – а потом он стал кумиром. Так произошло с Булгаковым. А кино – оно будет востребовано на уровне книг: берете с полки то, что любите. Посмотрите: сколько демократических искусств, которые пользовались всеобщим интересом, - театр, опера, литература – были вытеснены кино. Оно приобщило к себе массы малограмотного населения и все планки заметно опустило. Все другие виды искусства стали элитарными.

РГ \ Телеканал Mezzo регулярно показывает, как огромные, необозримые толпы в берлинском лесу слушают симфоническую музыку. Где тут элитарность? Может, дело в других приоритетах, которые выработали общества более цивилизованные?
Мамин \ Была бы политическая воля – такое было бы и у нас.

РГ \ Ну да, случился же концерт Ростроповича на Красной площади, и она была забита людьми.
Мамин \ Люди в Германии живут в другой атмосфере. Вот вы прошли по Петербургу и поразились грязи - в Берлине грязи нет и не бывает. Я проходил мимо разрытых траншей на улице Гороховой – там меняют коммуникации: «Что это за труба?» - «А хрен ее знает, чего она тут торчит!». Экскаватор загребает грязь и норовит вылить ее на прохожих. А вы говорите – Сколково!

РГ \ И у нас было время, когда классическая музыка звучала везде и впитывалась естественно, как воздух.
Мамин \ Верно: поэтому я ее и знаю. Этот фон жизни на Западе сейчас благоприятней для культуры, чем у нас. Классика – это красиво, престижно, цивилизованно. Но у нашей «светской тусовки» совсем другие представления о прекрасном. На что тогда надеяться? Общество неизбежно начнет задыхаться от этой темноты и невежества. Лозунг «Назад к культуре!» возникнет обязательно. Мат перестанет быть модным. Модно будет слушать классику.

РГ \ Опять иллюзии?
Мамин \ Конечно, сегодняшние сынки олигархов ужасны. У них уже нет чувства родины, она им безразлична. У меня есть книга об экономической школе Фридмана, к ученикам которой причислял себя Гайдар. Он исходил из того, что человеческая жадность - мощный механизм, который всё структурирует. Так и произошло: сильные поглотили слабых. Но вот незадача: когда побеждают жадность и другие худшие импульсы, все человеческое из общества уходит. Именно так ушла потребность в культуре, способность сочувствовать, возникли манкурты, появилась мода на охоту.  Хотя удовольствие, которое получаешь от убийства животных, - это психическая ненормальность. Охотники оправдываются: мы дышим воздухом. Так фотографируйте тогда! Знаете, сколько стоит самое модное в Думе охотничье ружье с оптическим прицелом? Миллион 200 тысяч долларов! Винтовка такая есть чуть ли не у каждого, а денег для создания приютов для животных они выделить не могут! Вот показатель дикого, разнузданного стиля, который победил.

РГ \ Что вы думаете о современном кино России?
Мамин \ Смотрю самые модные фильмы: «Жесть», «Кремень», «Психоз»... Все сюжеты примерно похожи: человек попадает в зону, где живут отморозки. Молодая культура сегодня оторвалась от реальности, сюжеты берутся как клише, взятые с мониторов.

РГ \ В этих условиях у вас возник какой-то новый замысел?
Мамин \ Даже несколько. Очень хотелось бы сделать фильм про талант в тоталитарном обществе, о том, как создавался теа-джаз Леонида Утесова – он в сценарии выведен под фамилией Уралов. Не только воссоздать это искусство – его придумать. Картина музыкальная и дорогая. И есть еще современный острый сценарий «Опасное сходство», мы его начинали с Вардунасом, но подробности раскрывать я не хотел бы.

А вот отклики зрителей фестиваля "Дубль дв@" 2011 года на фильм "Не думай про белых обезьян":

Не думай про белых обезьян, или Лицо халдея"

Прежде всего стоит сказать, что фильм Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян" - очень смелый фильм, особенно для нашего времени. Смел он по своей форме, а художественная форма - первое, с чем сталкивается зритель. Режиссер не побоялся того, что его герои говорят стихами (последний раз на моей памяти на такое отважился Кончаловский в "Романсе о влюбленных"), говорят стихами они под музыку, еще в фильме много анимационных сцен и есть даже компьютерная графика. Но, несмотря на всю такую изощренность, фильм-то по сути про простые, но самые важные вещи. И на этом контрасте современной, экспериментальной формы и серьезного содержания построена вся картина.

Если бы я определяла жанр этого фильма, то я бы сказала, что перед нами трагифарс. Фарс по форме и трагедия по сути. Трагедия об утраченной возможности быть другим, настоящим. Фильм Юрия Мамина вне социальных и временных рамок. Ведь вопрос о том, что мы могли бы сделать, какими мы могли бы быть, если бы не поддались искушению деньгами, вечен.

Мария Соболь

Фильм посмотрела не отрываясь. Мамин снимает фильмы не плоские, даже не объемные, они имеют гораздо больше измерений. Наверное четвертое измерение фильмов этого режиссера - это музыка, постоянно цепляют память очень и не очень знакомые мелодии. Пятое - изобразительный ряд, работа художников. Все чувства, данные человеку, задействованы при просмотре. Спасибо мастеру за прекрасную актерскую игру. Прекрасен главный герой, очень понравилась директор психбольницы! Трудно, наверное, быть органичным в стихах. Даже жлобы говорят стихами, ничуть не смущаясь. Все как-то просто получается у Ю.Мамина. Это его внутренний мир. И он мне нравится. Кино совсем не элитарное, оно - моё!

Елена Ж.

Давно не видела фильма, который так бы потряс меня. Мне кажется, что этот фильм не "на любителя", как написано в одном из отзывов. Скорее, этот фильм создан для людей, которые что-то испытали в своей жизни, что-то прочувствовали. Я посмотрела этот фильм два раза подряд - со мной это случилось впервые. Ощущение - будто я прожила с героями это время. Время, растянутое, вместившее в себя жизнь моего поколения, поколения моего сына. Сам фильм рождает вопросы: несёт ли кто-то у нас в стране ответственность за всё, что происходит со страной. Или лучше не думать про белых обезьян?

Алёна

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments