valery_kichin (valery_kichin) wrote,
valery_kichin
valery_kichin

Categories:

К спорам о фильме "Праздник"

Очередной шквал негодования масс по поводу еще не вполне готового и потому никем не виденного фильма «Праздник» явно инспирирован либо какими-то любителями сенсаций, либо персонами, именуемыми «ищи, кому это выгодно». Но это опять те же грабли, на которые мы наступаем с тупым упорством белки в колесе.

Не буду заниматься конспирологией и искать источники очередной заразы. Хотя эти люди явно озабочены чем угодно, только не развитием страны, где очень много более жизненно важных проблем, чем новый фильм. Напомню только, что священных тем у нас достаточно, включая Великую Отечественную войну. Но о ней даже в спартанские советские времена делались комедии: «Небесный тихоход», «Воздушный извозчик», «Близнецы» - в последних, напомню, люди голодали, а герой картины бюрократ Еропкин крал и жировал, жировал и крал. И никто не клеймил всеми любимого артиста Михаила Жарова – наоборот, и в тылу и на фронте смотрели картину, смеялись и набирали необходимые для дальнейшей жизни силы, заряжались оптимизмом. В фильме 1943 года «Актриса» доказывалось, что раненым солдатам в госпитале была нужна, давала им силы… оперетта. Да что там говорить: в том самом блокадном Ленинграде в голод и холод работал Театр музыкальной комедии, играл истощенным людям «Сильву», веселил и танцевал. И это было не оскорбление бедствующих, а им поддержка, это был подвиг театра. Потому что и юмор и сатира – лечат. Первый – улыбкой, вторая – скальпелем.
Сейчас же, в свободные постсоветские времена развитой, но никак не развившейся до логического конца демократии, у нас настораживаются при одном только сочетании слов «война» и «комедия», «комедия» и «блокада». И заходятся в истерике оскорбленности без всякой причины.


Коллеги уже приводили примеры, когда никто не оскорблялся по поводу комедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», где половина действия происходила в Освенциме, люди смеялись и плакали, а фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Канне и «Оскара» в Голливуде. Теперь не верят, что это комедия – и тем не менее это комедия, такой многоликий жанр. Антон Чехов называл комедиями свои «Три сестры» и свой «Вишневый сад» - много ли там смеха до колик? И здесь стоит вспомнить причину нашей сегодняшней путаницы в умах, узкого понимания массами смысла этого жанра – комедия. Это наше сегодняшнее кино и телевидение приучили людей к тому, что комедия – это «Горько», где мордой в салат, и все рыгочут. Или «Камеди клаб», где от шуток вянут декоративные цветы в кадках. Или «Гитлер, капут!» - тоже комедия на темы войны, но действительно оскорбительная. Оскорбительная для вкуса – а это, видимо, стало слишком тонкой материей для нашего сознания, оскорбились немногие и не так громко.

Между тем комедия – это «Горе от ума», где целое русское общество состоит из Скалозубов и Молчалиных и мечтает собрать все книги бы да сжечь, а оппозиционер и диссидент Чацкий с криком «Карету мне, карету!» уезжает из такой России прочь. И ничего – пьесу изучают в школах. Комедия – это «Ревизор», где целое русское общество состоит из городничих, Ляпкиных-Тяпкиных и Бобчинских-Добчинских – и ничего, только глупцы оскорбились за Россию, а Россия назвала Гоголя своим классиком и им гордится.

Беда, надо признать: за постсоветские годы мы растеряли даже то знание, которые имели при Советах, - люди теперь настораживаются при одном упоминании об искусстве. Потому что оно имеет привычку теребить общество за болевые точки в надежде, что очухается и примет меры - не к искусству – к своему излечению.

Но довольно с примерами великими и не очень. Вернемся к яблоку раздора, к искре, из которой разгорелось пламя, к  очередной «Матильде» - к фильму «Праздник».

Режиссера Алексея Красовского как только не клеймят – даже цитировать скучно. Его путают с Красовским, который хотел быть мэром Москвы, называет всех слушателей «Эха» гуртом «друзьями моими» и любит слово "бессмысленно". И мало кто в силах связать фамилию этого режиссера с отличным фильмом «Коллектор», получившим номинации на «Нику» и «Золотого орла», премии критиков и много других наград. Фильмом умным и талантливым. Если бы связали фамилию с фильмом – может, поостереглись бы с огульными обвинениями: ну не станет умный и талантливый человек глумиться над памятью погибших. Это же так ясно. Как не глумился Гоголь над Россией, а только над ее волдырями и упырями. Не сравниваю, просто провожу параллели.

Я прочитал режиссерский сценарий «Праздника». Сценарий – это полуфабрикат, руководство к действиям съемочной группы, напоминание о том, что в кадр нужно положить справа шапку-ушанку. По нему невозможно судить о том, насколько хорош или плох будет фильм: акценты и художественные открытия формируются в процессе съемок, монтажа, озвучания… Но по сценарию можно судить о том, какие он таит возможности. Так вот, прочитанный мною сценарий таит возможности сделать фильм хороший, сделать фильм средний и даже сделать фильм плохой. Кроме одной возможности – сделать фильм оскорбительный для памяти павших. Затронуть их честь. Поставить под сомнение подвиг Ленинграда. Вот такой возможности написанный Алексеем Красовским сценарий не дает.

Это сатирическая повесть о тайнах человеческих психологий. О том, как легко люди умные и, возможно, неплохие, отрываются от реальности и готовы почитать себя элитой общества с положенными элите привилегиями. И как остатки совести в них еще шевелятся и создают дискомфорт. Это комедия о нас с вами, которые рады, если судьба пошлет им лишний кусок и потому уже чувствуют себя избранными. Это комедия о благополучных людях в экстремальных ситуациях: кругом беда, а здесь островок благополучия. Если бы такой фильм сняли о випах в зоне землетрясения где-нибудь в Бразилии, у нас бы смеялись над випами и ничуть не обиделись за тех, кто пал жертвой стихий. В фильме «Титаник» весьма ядовито изображен деятель, который, преисполненный сознания своей важности для человечества, требовал себе отдельную шлюпку, - и что, это как-нибудь оскорбило в нашем сознании память о невинно погибших в ледяной пучине?

Кто спорит, блокада – наша незаживающая рана. Но, положа руку на сердце, кто-нибудь сомневается в том, что и в этих нечеловеческих условиях находились нечеловеки, жирующие на общей беде и ухитряющиеся взять себе лишний кусок хлеба? Кстати, в фильме и этого нет: никто не жирует злостно и воровато. Персонажи фильма – семья ученого, работающего на оборону, и потому особо охраняемая и наделенная определенными привилегиями: икры нет, но есть картошка, фазанов нет, но есть курица, о которой и мечтать не могут миллионы ленинградцев. И фильм – про аберрацию в сознании людей, которые обрели курицу и невольно начинают себя считать избранными.

По идее – интересное психологическое испытание для героев. И каждый из нас мог бы поставить себя на их место: мол, у меня есть курица – что теперь делать? Поделиться ею с миллионами голодающих земляков или съесть самому, с семьей, устроить и в этих нечеловеческих условиях подобие праздника? Трагический выбор – не правда ли?
Перед нами, думаю, трагикомедия. Возможно, сатирическая. Судить будем, когда посмотрим. Если не заклюем и фильм и автора окончательно.

В завершение еще один пример из недавней истории кино. Тарантино в «Бесславных ублюдках» как бы отнял победу над Гитлером у СССР и укокошил фюрера в берлинском кинотеатре рукою пострадавшей от нацизма еврейки. И все приняли фантазию автора, все смеялись и никто не оскорбился за великую Победу.
Потому что людей с чувством юмора у нас все-таки больше, чем тупых и мрачных. Не дайте усыпить в себе это чувство – ведь это и будет означать конец разуму.

Subscribe

  • Эпитафия кинокритике

    Прочитал изумленный возглас дорогого друга и коллеги: мол, пишу-пишу, а никто не читает! Прочитал и изумился: я-то давно к этому привык. Сейчас,…

  • Ежики в тумане - кино в эпоху пандемии

    Человечество получило еще один страшный урок, и пока ему действительно не до индустрии развлечений. Она испытала некоторый допинг в месяцы…

  • Два часа с солнцем уральской драматургии

    На улице ливень? Вы колеблетесь, бежать на свободу или еще немного погодить в самоизоляции - ведь пандемия еще в разгаре? Не нужно колебаться. Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments