?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фильм Сергея Лозницы «Донбасс» открыл второй, параллельный конкурс Каннского фестиваля – «Особый взгляд».

Несмотря на вполне конкретное название, отсылающее к определенной горячей точке Европы, это картина об абсурде гражданской войны вообще, где бы она ни происходила. О том, что если народом начинают манипулировать, стравливая людей друг с другом, наступает беда для всех - война с многочисленными жертвами, но без победителей.

Жанр картины определить трудно: она пестрая и многостильная, что создает ощущение многофигурного пейзажа самой жизни. Доминирующая интонация – трагифарс. От почти документальных кадров до портрета, выписанного пером сатирика. От гротесковых фигур разнообразных главначпупсов, у которых только одна родовая черта: они вороватые, и совершенно гоголевской свадьбы, упоенно, на грани фола разыгранной Сергеем и Светланой Колесовыми, до внезапных срывов в пропасть народных трагедий с уже не шуточными страданиями и кровью. Это фильм без главных героев – в каждом эпизоде свои персонажи, акценты, стиль и жанр.

На экране мир абсурда, ставший страшной реальностью, где все готовы в бой, но не понимают, с кем и за что. Где люди легко сбиваются в толпу, готовую линчевать назначенного им «врага». Где в ход идет что угодно – от нагайки и пули до ведра с дерьмом. Где нет вообще никаких государственных законов, и нет законов человеческих. Возможно, это самый горький фильм у Лозницы, самый кровоточащий.
Одна из сквозных тем – искусство заговаривать народу зубы. Он и начинается со сцены в гримерке выездной телевизионной бригады, ваяющей репортаж из бедствующего региона: накрашенные статисты изображают жертв «фашистов», причем реальные, не подставные жертвы, спасающиеся в темных подвалах без воды и света, телевидение не интересует. Потому что первые изображают жертв несуществующего врага, ненависть к которому культивируется и нагнетается, а вторые – жертвы итогов такой пропаганды: гражданской братоубийственной войны как таковой. Откуда-то летят снаряды, сметая разом и «своих», и «чужих», и приехавших разбираться журналистов. Все друг друга считают фашистами, уже толком не вдумываясь, что сие означает. Все готовы к мордобою: на кого покажут – тот и враг. И никто не понимает, что, в сущности, происходит: все словно в кровавом бреду, он стал такой же обыденностью, как автобус. Который тоже в любой момент может стать братской могилой.

Автор фильма не принимает в этом споре государственных и личных амбиций чью-то сторону. Он не занимается политикой – его интересуют только результаты таких политик: запредельное ожесточение растерянных, потерявших все ориентиры народов.

Один из самых сильных эпизодов – с матерью, кротко умирающей в сыром, разъеденном грибком подвале, и с ее блондинистой дочкой с ухватками дорогой проститутки, которая приносит ей икру и сыр и зовет домой, где тепло, сыто и безопасно, потому что там охрана и люди при власти (яростная работа Ирины Плесняевой). Но мать готова умирать – ей не впервой разделять общую судьбу, а позор для нее – хуже смерти. Люди – они разные, и еще есть среди них такие, в ком сохранились твердые преставления о достоинстве и чести.

Сергей Лозница не впервые живописует народные беды, имея мужество подняться над схваткой, чтобы увидеть омертвевшее поле после битвы, усеянное трупами, умирающими и равнодушными. Так было в фильме «Счастье мое», в «Кроткой», теперь в «Донбассе» - на мой взгляд, его лучшем фильме. Думаю, этот обобщенный портрет народа в беде должны видеть все, кто упражняется в опасной риторике, делая ненависть бытом, а эскалацию насилия – единственным способом решения всех насущных проблем.l

Comments

kitaika
May. 10th, 2018 11:00 am (UTC)
Ан нету рецензии по ссылке :(
valery_kichin
May. 10th, 2018 01:46 pm (UTC)
Это, наверное, какой-то сбой связи. Для удобства публикую рецензию прямо в ЖЖ без ссылки
kitaika
May. 10th, 2018 02:31 pm (UTC)
Спасибо!

Profile

Bear
valery_kichin
valery_kichin

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner