?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не сомневаюсь, что 130-летие Имре Кальмана, одного из отцов “венской оперетты”, сегодня пройдет почти незамеченным. Оперетта окончательно вышла из моды.

Между тем Кальман в первой половине ХХ века был в числе популярнейших композиторов Европы. Его шлягеры были у нас на радио самым рейтинговым товаром: "Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось?". Шуточки и фразочки из его оперетт входили в фольклор. Арию Мистера Икс не напевал только немой. Злоключения графини Марицы и графа Тасилло знали наизусть.  Сегодня все поросло травой забвения.

Во времена, когда искусство еще могло помогать людям, мелодии Кальмана в России играли ту же роль, что Голливуд в годы Великой американской депрессии: они были как сладкая сказка на ночь. Не случайно в голодном 1944 году в СССР экранизировали оперетту "Сильва": она оказалась лучшим антидепрессантом. Со сладкими сказками человечество расставалось трудно, но бесповоротно: на смену романтической мечте шел суровый реализм, за ним - беспощадный цинизм. На смену легкой, как пух, оперетте в Европу пришел американский жанр мюзикла - сначала тоже утешительного, как "Моя прекрасная леди", а потом мрачноватого и даже слегка пугающего, как "Призрак оперы" или "Женщина в белом".

В США Кальман вообще неведом. Оперетты Легара и Штрауса там идут на оперной сцене, но более "попсовые" "Сильвы" туда так и не добрались. Недавно к 130-летию композитора его малоизвестное сочинение "Герцогиня из Чикаго"поставил в Екатеринбурге нью-йоркский режиссер Майкл Унгер, - по его признанию, прежде он и не подозревал о существовании еще двух десятков оперетт и страшно удивился, увидев на сцене Театра музыкальной комедии "Цыгана-премьера" и "Марицу". Понял, что нечто хорошее пролетело мимо Америки.

Поскольку ни в Москве, ни в Петербурге о 130-летии вчерашнего кумира не вспомнили, Екатеринбург остается единственным из больших музыкальных центров, где его почтили своим вниманием. Премьера "Герцогини..." отразила очень многое, интересное. И то, как увяли и стали непригодными хрестоматийные либретто. И то, как хороша энергетика неувядающей музыки. И даже то, какая лежит между театральным устройством в России и Америке пропасть, над которой театр попытался перекинуть мостик, пригласив постановочную бригаду из США.

Эксперимент во многом удался: мы получили роскошное шоу, временами в духе бродвейских мюзиклов, временами в стиле европейской оперетты, какой ее представляют в Америке. "Герцогиня" - один из немногих случаев, когда Кальман обратился к заокеанским ритмам, однако действие все равно происходит в Будапеште, и патриот некоей страны Сильвании принц Шандор пытается сопротивляться чуждому влиянию, но все равно влюбляется в американскую богачку. Поэтому много традиционного для Кальмана венгерского мелоса, но есть и чарльстон, и степ, и арии в стиле "душистых прерий" - композитор был не на шутку увлечен Фримлем и Стотгартом.

Театр в этой юбилейной премьере еще раз подтвердил свой высокий постановочный класс и готовность труппы к любым трансформациям жанра. Спектакль эффектный, в нем феерические, как и положено жанру, костюмы (художник Вячеслав Окунев), музыкальные номера "большого стиля" и даже заметны попытки приспособить к нынешним требованиям удручающе засохшее либретто.

Собственно, либретто и становятся главным препятствием к долголетию, какого заслуживает музыка Кальмана. Плохие либреттисты погубили уже много прекрасных опер и оперетт: сегодня разыгрывать эти сюжеты уже невозможно ни в шутку, ни всерьез. Время от времени предпринимались попытки "осовременить" тексты или подогнать их под конъюнктуру: наши театры знали Марицу-колхозницу, а Мистера Икс на всякий случай лишали русских корней. Но все эти шедевры умирали, не родившись. Довольно массированный интерес к "Герцогине из Чикаго", возникший в последние годы (постановки в Чикаго, Вене, Петербурге и Екатеринбурге) связан с попытками найти в наследии Кальмана что-то незаигранное, отходящее от его стереотипов.

Для постановки оперетты в Екатеринбург приезжали режиссер Майкл Уингер, композитор Грегори Опелка и хореограф Патти Коломбо, и штампы европейской оперетты сменились менее привычными у нас штампами Бродвея: фирменно "американской" вздрюченностью и умением в финале выходить на поклон широким уверенным шагом суперзвезд. Приемы срабатывают безотказно: зал переполнен публикой, заново открывающей для себя свою давнюю любовь. Но более всего этот опыт межконтинентального сотрудничества интересен тем, какое впечатление на американских коллег произвело само устройство русского репертуарного театра - для них новое и даже сенсационное.

По ходу работы Майкл Уингер давал в своем блоге подробный отчет о каждом проведенном в России дне. Как любой сторонний взгляд, блог захватывающе интересен. Запоминается, например, искреннее изумление режиссера, когда в первый вечер знакомства с театром его привели на пустую сцену: в Америке декорация на сцене устанавливается однажды - и до самой смерти спектакля. Еще больше он был изумлен, когда ему объяснили, что здесь каждый вечер идет другой спектакль. Потом он сам смотрел эти спектакли, профессиональным глазом оценивая их качество и поминутно употребляя слово great. "Я вообще не понимаю, как актер может удержать в своей голове 15 ролей сразу!" - восклицает Майкл Уингер, ужасаясь и восхищаясь одновременно.

Еще примечательнее выводы американца, которые спорят с предубеждениеми наших радикалов относительно российской театральной системы. "Хотя мы, американцы, думаем, что они (русские - В.К.) могли бы поучиться у нас сценическому искусству и его организации, в принятой здесь системе многое вызывает восхищение. Такая система невозможна в Америке, потому что наше правительство не поддерживает искусство так, как здесь. Видеть этих актеров, которые наслаждаются разнообразием своих ролей, видеть, как на сцене перед зрителями каждый вечер предстают бесчисленные солисты, 26 человек хора, 24 артиста балета и 35 оркестрантов, не говоря о постановочной команде и администрации - это все достойно удивления. Круглый год, со стабильной оплатой, без тревог за свое будущее. Я полагаю, Америке есть что почерпнуть в культурном опыте этой страны - или, по крайней мере чем восхититься". Автору блога, воодушевленному работой в одном из ведущих музыкальных театров страны, даже показалось, что в России "сотни городов могут похвалиться своими театрами оперы, музыкальной комедии, балета, драмы, театрами для детей, кукольными театрами и т.д."

Конечно, творческая неугомонность наших актеров, их постоянное стремление быть не просто исполнителем, но и соавтором своей роли, показались американцу недостатком дисциплинированности. Конечно, он привык к более безотказной работе театрального механизма, когда все силы театра отданы только предстоящей премьере. Это в России невозможно, потому что - снова и снова удивляется он - параллельно с этой работой театр каждый вечер играет спектакли из своего обширного репертуара.

Премьерой "Герцогини из Чикаго" театр не только отметил юбилей Имре Кальмана, но и внес свой творческий вклад в Год США в России. Подкрепив его добротной постановкой мюзикла Джерри Бока "Скрипач на крыше" и гала-концертами американской традиционной музыки.

Мой видеорепортаж из Свердловского театра музыкальной комедии, надеюсь, поможет читателям составить хотя бы отдаленное представление об этой премьере.




Comments

( 13 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 23rd, 2012 06:15 am (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
deniss_beregiss
Oct. 23rd, 2012 09:19 am (UTC)
Неправда! В Санкт-Петербургском театре музкомедии с 27 октября по 4 ноября - неделя Кальмана - 5 вечеров подряд его оперетты (Марица, Мистер Икс, Фиалка Монмартра, Баядера, Сильва, а потом еще 3 дня Кальман-Гала. В Филармонии также будет Кальман-Гала с Ольгой Бородиной.
valery_kichin
Oct. 23rd, 2012 09:34 am (UTC)
Замечательно. Но последней кальмановской премьерой была, если не ошибаюсь, та же "Герцогиня из Чикаго" - так? В Москве тоже покажут что-то из старых спектаклей - и что?
schultzenbacher
Oct. 23rd, 2012 09:35 am (UTC)
Вечная история,-репертуарный театр против антрепризного.Театр как здание или театр как дом.
valery_kichin
Oct. 23rd, 2012 10:14 am (UTC)
Я думаю, не должно быть никакого противостояния, его придумали сторонники антрепризы. Оба типа театра могут прекрасно сосуществовать, у каждого свой зритель. Мне, например, антрепризы неинтересны в принципе - кажутся выхолощенными, лишенными того самого "домашнего тепла" и "театрального сюжета", который бывает увлекательнее любого спектакля. И когда антрепризы становятся агрессивными, пытаются вытеснить репертуарный театр и доказывать его ненужность - это я воспринимаю как глупость.

Edited at 2012-10-23 10:14 am (UTC)
schultzenbacher
Oct. 23rd, 2012 10:24 am (UTC)
Противостояние было,есть и будет.Это противостояние между людьми которые согласны 40 лет служить в одном театре и теми кто хочет(а главное может)всё и сразу.
В Америке тоже есть репертуарные театры,но там нет министерства культуры,это всё меняет.
valery_kichin
Oct. 23rd, 2012 11:02 am (UTC)
Я не знаю, относится ли это Ваше "все и сразу" к актерам, которые по пять-шесть лет каждый вечер выходят в одной и той же роли в "Призраке оперы", работая уже на автоматизме, не имея никакого иного тренажа, кроме чисто физического. Ей богу, мне кажется более счастливой судьба актера, который все время должен учить новые роли и входить в новые шкуры. Сейчас вот, например, талантливый актер Евгений Зайцев променял такие прекрасные роли, как Чичиков в мюзикле "Мертвые души" или Митя в "Силиконовой дуре", но роль безликого принца в антрепризной "Русалочке", которую он будет играть до посинения, пока перестанет существовать как актер. Это прекрасное доказательство преимуществ "театра-дома" перед "театром-зданием". Да и зритель в "театре-здании", как я заметил, другой - "не театральный", как правило, малообразованный. Во всяком случае, это я наблюдал в Америке не раз.
schultzenbacher
Oct. 23rd, 2012 11:21 am (UTC)
Да,есть плюсы и минусы.Отсюда и противостояние.
Ну не захочет актёр удачно засветившийся в каком-нить ментовском сериале возвращаться назад в рабство к Джигарханяну или Райкину.А если у него на театре позиции твёрдые,то сериал это так,халтурка не более.
Каждому своё.Янки гоу хоум.
mariaostanina
Oct. 23rd, 2012 01:55 pm (UTC)
Валерий, знаете ли... Может, на Западе люди и играют в "Призраках оперы" по пять-шесть лет и нигде больше. Но у нас в Москве сейчас сложилась ситуация - да, не каноничная по-бродвейски - когда многие мюзикловые актеры одновременно заняты в нескольких постановках. И они постоянно получают новое... Да Вам ли это не знать?
Так что Зайцев в Вашем примере - это все же частный случай,а не общее правило на практике.
valery_kichin
Oct. 23rd, 2012 02:07 pm (UTC)
Я говорю не о временно существующей практике, а о том типе театра, который нам пытаются выдать за образец. Но у нас в любой провинции "Дядя Ваня" содержательнее и интереснее, чем шикарное "Кабаре" в Торонто, куда коммерческие службы театра привозят полуграмотных зрителей, ничего не видевших, кроме телевизора. Американская модель эффектна, но внутренне пуста. Я не имею в виду маленькие офф-бродвейские театры - они не делают погоды. И не случайно пишу о том, как американский режиссер изумляется тому, что совершенно привычно любому москвичу, екатеринбуржцу, парижанину или берлинцу.
mariaostanina
Oct. 23rd, 2012 02:31 pm (UTC)
Однако, в нашей стране, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное ;)

А образованность зрителей зависит не от типа театра, а от спектакля. "Норд-Ост" тоже был сделан по бродвейским лекалам...
valery_kichin
Oct. 23rd, 2012 06:05 pm (UTC)
О том и пишу. Зрители "Норд-Оста" воспитаны российским театром и были готовы воспринимать этот спектакль многослойно, с его текстами и подтекстами, с его замечательной ностальгией и умным патриотизмом. А зрители США и Канады знают только детские сказки, ставшие популярными мюзиклами. Я сам видел, как они пасовали даже перед хрестоматийным "Кабаре", веселясь так, словно впервые видят этот сюжет. Это, в массе, публика совершенно нетеатральная, она привыкла к шоу, комикам-разговорникам, трюкам и гэгам. Мы хотим, чтобы у нас была такая же?
mariaostanina
Oct. 23rd, 2012 06:15 pm (UTC)
Конечно, нет! Но разве все же организация первична по отношению к содержанию?
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Bear
valery_kichin
valery_kichin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner