?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ты ждешь, Лизавета…

Сличать художественное произведение с учебником истории - занятие распространенное, но бесполезное: ведь и Пушкин убил Моцарта руками безвинного Сальери. Историю Елизаветы - княжны Таракановой - и пленившего ее графа Орлова новый мюзикл рассказывает по-своему.Граф Орлов-1 сокр

Теперь это история любви, долга и коварства. Екатерина II поручает графу Орлову обманом влюбить в себя самозванку Елизавету и привезти ее в Петербург в цепях, но Орлов влюбляется всерьез, и ему нужно сделать страшный выбор. Бедную Лизу заточают в крепость, где красавица и умирает от любви и кашля. Эту душераздирающую коллизию в театре "Московская оперетта" разыгрывают очень серьезно.

"Граф Орлов" - прежде всего восхитительное зрелище, здесь ведущее трио - сценограф, художники по костюмам и свету. Вячеслав Окунев придумал легкую, стильную, волшебным образом трансформирующуюся конструкцию. Костюмы Андрея Дрыкина - пир фантазии: они то по-кустодиевски ярки и красочны, то как бы гаснут, образуя редкую по выразительности черно-белую графику. Глеб Фильштинский создает настоящую световую живопись, своего рода цветомузыку, то исполненную романтики, то праздничную, то трагическую. Равной я не припомню на российской сцене, - ее можно смотреть отдельно, и в световой партитуре заложено больше драматизма, чем, увы, в музыке Романа Игнатьева, построенной на монотонном надрыве, рыдании и пафосе. Есть пара сравнительно удавшихся арий, но в основе - беспрерывное фортиссимо, усиленное аппаратурой до немузыкального громыхания, рассчитанного на оглохших от дискотек подростков.

Вся сценическая машинерия работает безупречно - словно смотришь виртуозно смонтированный кинофильм. Сходство усугубляется новейшей традицией играть спектакль без оркестра - под запись. Усиленные электроникой голоса звучат как бы отдельно от солистов, и первые минуты спектакля развлекаешься тем, что ищешь на сцене фигурку, раскрывающую синхронно рот: кто это там поет? Помнится, еще в начале века в мюзикле "Норд-Ост" уже умели создавать выразительное пространственное звучание, - теперь, спустя годы, вдруг разучились.

Но в главном получился высококлассный, доведенный до совершенства аттракцион, и он воздействует на том же физиологическом уровне, как парковое колесо обозрения: с него открываются захватывающие виды, ты ахаешь от восторга, но душа остается непотревоженной. Впрочем, предложенный авторами исторический материал, переведенный в регистр любовной мелодрамы с трагическим выбором между страстью и долгом, сам по себе достаточно выразителен, чтобы за ходом сюжета зрители следили с интересом. Но и он существует как бы отдельно от того, что мы называем театром: от сценического текста, характеров и актеров. Сюжет не играют - его обозначают. В световом мареве перемещаются и образуют композиции изобретательно декорированные фигурки, более всего напоминающие персонажей детского картонного театра - плоских, но способных патетически воздевать руки к небу. Актеры как таковые здесь не нужны, и Лику Руллу, играющую властную Екатерину, легко перепутать с Екатериной Гусевой, и совершенно неважно, кто именно сегодня выступит в роли графа Орлова или влюбленной в него бедолаги Елизаветы: сама конструкция этого шоу подобна фанерным фигуркам у пляжного фотографа: в них достаточно просунуть голову - и художественный образ готов.

Спектакль создавала та же творческая группа, что и мюзикл "Монте-Кристо": режиссер Алина Чевик и хореограф Ирина Корнеева. И опять-таки их работа заслуживает самой высокой оценки: режиссура изобретательна и гибка, мизансцены динамичны и выразительны, они тоже образуют на подмостках некий режиссерский рисунок, переменчивый, точно обозначающий коллизию и состояние персонажа. Хороша хореография, особенно в начале второго акта, когда громыхающие космополитичные речитативы в музыке сменяются по-настоящему талантливой стилизацией под русский фольклорный мелос. Отменное зрелище этот "Граф Орлов", нет спора. И он был бы прорывом в новое качество нашей музыкальной сцены, если бы не обозначал генеральное направление, в котором эта музыкальная сцена у нас неуклонно движется.

Премьера "Московской оперетты" наиболее полно выражает набирающее силу стремление соорудить в Москве свой Бродвей. У Бродвея бесспорно есть чему учиться, и "вещественное оформление" спектакля, его феерическая зрелищность, безукоризненная отлаженность сценического механизма говорят о том, что и у нас есть хорошие ученики. Но у Бродвея - свои пороки, и они тоже послушно усвоены спектаклем: стертость характеров, перемолотых сценической техникой в пыль и доведенных до состояния танцующих картонных фигурок. Жанр мюзикла и в Америке сегодня подмочен: техника стала слишком агрессивной, чтобы оставить место живому актеру, и мюзиклы запоминаются теперь люстрой, падающей на головы зрителей, или сногсшибательным прикидом Короля-Льва. Времена, когда зрители шли на Джули Эндрюс, Боба Хоупа или Бинга Кросби, давно позади: актер не может сделать себе имя, козыряя килограммами тканей и бирюлек, на нем повешенных. На афишах новых мюзиклов нет имен композитора и драматурга: их роль тоже служебна, их задача - дать театру минимальный повод блеснуть новым сценическим и световым оборудованием. Все они, некогда игравшие в театре ключевую роль, - лишь камешки в мозаике, которую выкладывают для нас художники - истинные авторы и главные герои спектакля.

Поэтому талантливый Юлий Ким опускается на уровень, которого от него не ждешь. Поэтому композитор удовлетворяется модным громыханием. Поэтому новое шоу спокойно обходится без драматургии, без музыки и даже без актеров. Поэтому мюзикл с персонажами из российской истории создается по типу яркой, но простоватой матрешки, которую иностранцы увозят в качестве русского сувенира. А зрители должны играть роль тех самых иностранцев и, разинув рот, дивиться петрушечной красоте загадочной русской души.

(Опубликовано в "Российской газете")

Граф Орлов-2 сокр 

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
olga_s_md
Oct. 11th, 2012 05:41 pm (UTC)
Неужели какой-то художник по свету смог затмить Дамира Исмагилова из Стасика?))Надо сходить ,подивиться...
eliza_rainbow
Oct. 12th, 2012 06:17 am (UTC)
Как неожиданно Вы на Игнатьева напали :) по расхожему мнению, музыка в "Орлове" - одна из сильных сторон)
удивило еще сравнение с Бродвеем - мне кажется, проекты Оперетты идут несколько иным путем, скорее европейским...
И не могу удержаться от уже заезженного вопроса: велико ли, по Вашему мнению, сходство нового проекта с "Монте-Кристо"? В чем его преимущества и недостатки?
И еще вопрос: если я правильно поняла Вашу мысль, то в труппе Графа Орлова нет артистов, ради которых стоило бы посмотреть спектакль. Неужели с точки зрения актерской игры все, на Ваш взгляд, настолько плохо, что можно любоваться только светом и костюмами?

Огромное спасибо за интересную статью!
valery_kichin
Oct. 12th, 2012 06:41 am (UTC)
Cпасибо за внимание. Отвечаю по пунктам. Откуда взяться расхожему мнению о музыке, если спектакль только что родился? И как вообще может существовать музыкальный спектакль в музыкальном театре без живого оркестра под мертвую запись? Ну и собственно о музыке - нет ни одного фрагмента обширной партитуры, которую хотелось бы послушать заново. Это все-таки мюзикл, где музыка - драматургическая основа всего действа.
Насчет Бродвея. Да, взяты худшие образцы Бродвея, где техника подменяет характеры, и худшие образцы французского мюзикла, где доминирует сплошной натужный надрыв и нет ни грана юмора.
С "Монте-Кристо" не могу сравнивать - не видел.
В труппе артисты есть. Но они поставлены в такое положение, что не на них устремлено внимание, не на них акцент, и им нечего играть. Колесо обозрения, с которого люди как букашки, но общий пейзаж ошеломителен.
eliza_rainbow
Oct. 12th, 2012 06:58 am (UTC)
Спасибо за ответ!))
Я имела в виду расхожее мнение не среди широких масс, а среди поклонников жанра, разумеется :) Среди широких масс оно вряд ли когда-нибудь сформируется, т.к. материал из Орлова в ротацию наверняка не пойдет, да и раскручивать, как и в Монте-Кристо, тут нечего: нет потенциально хитовых композиций.
Стопроцентно согласна насчет живого оркестра, в смысле его отсутствия. Это очень печально(
С юмором действительно здесь никак - перевес в трагизм и пафос)
Что касается артистов - хочется верить, что наши найдут, где развернуться)) уже потихоньку находят :)

P.S. Вы не видели Монте-Кристо? Как Вам это удалось?!)))
valery_kichin
Oct. 12th, 2012 07:26 am (UTC)
На премьере не был, потому что был в отъезде, и писать для газеты уже было поздно. А потом отсоветовали люди, которым я доверяю. Видел большие фрагменты, которые были показаны на церемонии кинопремии "Ника" - согласился, что для удовольствия смотреть и не нужно.
eliza_rainbow
Oct. 12th, 2012 07:34 am (UTC)
как Вы жестоки :)
Кстати, насчет Орлова - очень уж по-разному смотрится спектакль при просмотре первый и второй раз) второй раз все гораздо лучше воспринимается :) музыка в частности)
valery_kichin
Oct. 12th, 2012 10:00 am (UTC)
Разумеется, ко всему привыкаешь. Я же в рецензии спектакль хвалю - как зрелище он действительно выдающегося качества. Но в последних современных премьерах Театра оперетты самое слабое место - музыка. Это для такого театра, в стенах которого звучали Оффенбах, Легар, Дунаевский, Лоу и Уильямс, мне кажется противоестественным.
marishina
Oct. 12th, 2012 04:20 pm (UTC)
вы за 4 года не посмотрели Монте-Кристо?????? с ума сойти:)

ориентированности на Бродвей у спектаклей ТО точно нет. И это не плюс, как правило.

очень странное у вас впечатление от музыки - я ее знаю 2 года, и мне не надоело, слушаю и наслаждаюсь. И артисты в этом спектакле чрезвычайно важны, у них крайне разные возможности и уровень соответствия материалу.
valery_kichin
Oct. 12th, 2012 05:05 pm (UTC)
Я думаю, насчет ориентированности со стороны виднее: Бродвей и французский мюзикл. Самобытность из всех отечественных мюзиклов была у "Норд-Оста", "Екатерины Великой", "Силиконовой дуры" и "Мертвых душ". Там и музыка отличная. Артисты важны всегда, просто у них в "Графе Орлове" нет образов, которые нужно воплотить, нет текста - в том числе и музыкального, - который можно играть. Поэтому они вынуждены не играть, а обозначать. А как зрелище - великолепно, нет спора.
marishina
Oct. 15th, 2012 09:43 pm (UTC)
французский мюзикл - безусловно, Бродвей - и близко нету по-моему.

у меня есть про музыку только один довод - все до единого артисты, которым доводится ее петь, в восторге и восхищении, то есть не только слушать ее нравится множеству народу, но и исполнять. При том, что делать это крайне сложно, если не обладаешь настоящим вокальным талантом уровня Дольниковой и Сидорцовой.
carlbat
Oct. 12th, 2012 10:14 am (UTC)
Хлестко! И по полочкам. :)
Спасибо, сэкономил энную сумму и целый вечер!
valery_kichin
Oct. 12th, 2012 02:25 pm (UTC)
Ну зачем же верить на слово? Многим, говорят, нравится. А вдруг не согласитесь со мной! Лучше самолично проверить.
carlbat
Oct. 12th, 2012 08:16 pm (UTC)
Давно Вас читаю, потому уже есть основания верить. :)

Мюзикл без композитора?... на одной машинерии, пусть и удачной - никчемная затея.
Потом, Вы весьма точно охарактеризовали череду последних премьер "Московской оперетты", которые я тоже посещал. Действительно, после Кальмана, Оффенбаха, Дунаевского ничего и рядом не стояло!
marishina
Oct. 12th, 2012 04:22 pm (UTC)
искренне советую вам сходить обязательно, и при этом состав учесть.
carlbat
Oct. 12th, 2012 08:25 pm (UTC)
Знаете, еще как-то ориентируюсь в труппе собственно оперетты, насчет же "Графа Орлова" знаю - специально был кастинг. Не интересно!
marishina
Oct. 15th, 2012 09:44 pm (UTC)
какая разница, работает ли артист в Оперетте? никаких особых достоинств у опереточных нет. А кастинг проводится ВСЕГДА перед прокатным мюзиклом, и это нормальная практика - выбирать из всех лучших. Другое дело, чем эти кастинги кончаются, всегда есть мискаст.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Bear
valery_kichin
valery_kichin

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner