valery_kichin (valery_kichin) wrote,
valery_kichin
valery_kichin

Где у нас классика в радиоэфире?

Этот вопрос меня давно интересует: я вырос в стране, где классика звучала на каждом шагу, она занимала почетное место в радио- и телепрограммах, ее знали и любили миллионы. С переходом страны на тупо коммерческую стезю она практически исчезла. И это довольно заметно сказалось на общем настроении, “ауре” страны Глинки и Чайковского: она словно оглохла, у нее начались нелады с художественным вкусом, она стала нервознее и стервознее.

Несколько лет назад я довольно плотно занимался этой проблемой в газете, и очень был рад, когда единственное радио классической музыки “Орфей” получило наконец в Москве общедоступную FM-частоту.

Но страна по-прежнему хорошей музыки не слышит.

Вот интервью с гендиректором “Орфея” Ириной Герасимовой, которое выходит в “Российской газете”.

На рандеву с классиками

На всех волнах шумит-грохочет музыкальная попса. Островками возвышаются радио "Джаз" и "Классик", причем последнее к классике имеет отдаленное отношение: это так называемое "легкое слушание". А где классика, на которой держится музыкальная культура страны?

Сегодня сотни мировых интернет-радио круглосуточно дают оперы, симфонии, камерную музыку. Но для России это экзотика: здесь радио пока привыкли слушать в обычном эфире. Поэтому миллионы поклонников классики на голодном пайке. И давняя проблема раскультуривания России по-прежнему актуальна.

В Москве есть круглосуточный "Орфей". Как рассказала "РГ" генеральный директор Российского государственного музыкального центра Ирина Герасимова, в диапазонах FM и УКВ он доступен для большей части столицы. Хотя после расширения Москвы на юг вряд ли дотянется до новых районов. Значительно хуже дела в провинции. Уже в Петербурге классику можно слушать только на зашумленных средних волнах, и наша собеседница попросила передать питерцам ее извинения: "Мы любим Питер и хотим там вещать, но есть препятствия, которые пока не в силах преодолеть. Но мы над этим упорно работаем".

Из больших городов  "Орфей" можно слушать в Екатеринбурге, Перми, Волгограде - всего в 13 городах России. В апреле заработает передатчик в Смоленске. Но уже за Уралом серьезной музыки в эфире нет совсем. Да и в Москве "Орфей" долго был малодоступен, но с переходом в диапазон FM число слушателей резко возросло. Об этом мы говорим с гендиректором Музыкального центра Ириной Герасимовой.

Ирина Герасимова: В Москве на УКВ нас слушало в среднем около 170 тысяч человек в месяц, после перехода на FM - около 575 тысяч.

Российская газета: Какие условия диктует FM? Как изменилась концепция "Орфея"?

Герасимова: На FM правильно программировать вещание особенно важно. Ведь рядом с нами только в Москве еще 55 станций! В концертом зале, даже если в программе звучит что-то вам неинтересное, вы все равно вынуждены слушать. А на радио - просто переключаете канал. У любого слушателя есть как минимум три любимые станции. Наша аудитория, например, пересекается с "Эхом Москвы" - примерно та же по составу. И главный принцип программирования - заставить слушателя остаться с нами.

РГ: Вы проводите исследования аудитории - каковы выводы?

Герасимова: И для меня и для программного директора Игоря Овруцкого было сюрпризом, что аудитория классики четко делится на поклонников определенных жанров. Скажем, на любителей вокала и ценителей оркестровой музыки, причем между ними - антагонизм. Одни предпочитают камерную музыку, другие - инструментальную. Все это надо учитывать: дал в эфир арию - нельзя вслед за нею давать оркестровую увертюру. Нужны плавные переходы: фортепианное соло, камерная музыка... Это кажется забавным, а на самом деле оказывается решающим в том, чтобы не потерять слушателя. Вторая особенность программирования - биологические часы человека. Повинуясь им, утром даем малые формы и небольшие, до десяти минут, фрагменты музыкальных произведений. Ведь задача нашего радио - не образовывать слушателя, а возбудить в нем желание, послушав первую часть симфонии, уже самостоятельно, на диске или в концерте, послушать ее целиком. С 11 утра уже возможны произведения длиной до получаса. Днем - проблемные передачи: например, в программе "Овертайм" мы обсуждаем проект Закона о культуре - по общему мнению, сырой и требующий корректировки . В 19 часов - авторские программы: передача Илзе Лиепы о балете, "Рандеву с дилетантом" Владимира Молчанова, "Музыкальные перекрестки" Александра Журбина, программы о вокале Любови Казарновской, передачи Михаила Казиника, который необычно представляет известные произведения, рассматривает их в новом, неожиданном ракурсе. И наконец, в 20 часов начинается то, что мы называем имиджевым эфиром: спектакли и концерты идут целиком. С аплодисментами, с комментариями, с "эффектом присутствия".

РГ: Некоторые западные станции предлагают слушателям, послушав фрагмент оперы или симфонии, прямо на интернет-сайте купить у них диск. Интересная практика. "Орфей" работает в интернете?

Герасимова: Да, конечно. Нам не хватает эфирного вещания по всей стране, но на нашем интернет-портале "Орфей" можно слушать онлайн во всем мире. Вот уже полтора года мы присутствуем в цифровых сетях "Триколор" и "Акадо".

РГ: Вы записываете спектакли музыкальных театров России?

Герасимова: Разумеется, и прежде всего спектакли Москвы и Питера, Шаляпинского фестиваля в Казани, лучшие спектакли региональных театров. Кроме того, как член Европейского вещательного союза, "Орфей" имеет доступ к его фонотеке, где собираются записи лучших мировых театров - Ла Скала, Ковент-гарден, Метрополитен-опера, Опера-Бастий… В 2011 году стали транслировать музыкальные события уже не по проводам, как прежде, а через WiFi. Именно так шел в прямом эфире Конкурс Чайковского. Вниманием слушателей пользовались передачи с Конкурса вокалистов имени Глинки. В обоих случаях "Орфей" вручает Приз слушательских симпатий, обладатель которого определяется по результатам голосования в интернете.

РГ: Как обстоят дела с новыми произведениями - они звучат в эфире?

Герасимова: Ежегодно весной молодые композиторы присылают нам свои партитуры. После отбора мы арендуем знаменитую 5-ю студию и с нашими оркестрами записываем эти новинки. Лучшие отправляем на конкурс Европейского вещательного союза - там есть "Трибуна молодых композиторов". Победивших будет слушать весь мир: каждая радиостанция, входящая в союз, обязана не менее трех раз за год дать новинку в эфир. И это очень серьезная поддержка молодых талантов. 

Subscribe

  • Эпитафия кинокритике

    Прочитал изумленный возглас дорогого друга и коллеги: мол, пишу-пишу, а никто не читает! Прочитал и изумился: я-то давно к этому привык. Сейчас,…

  • Ежики в тумане - кино в эпоху пандемии

    Человечество получило еще один страшный урок, и пока ему действительно не до индустрии развлечений. Она испытала некоторый допинг в месяцы…

  • Два часа с солнцем уральской драматургии

    На улице ливень? Вы колеблетесь, бежать на свободу или еще немного погодить в самоизоляции - ведь пандемия еще в разгаре? Не нужно колебаться. Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Эпитафия кинокритике

    Прочитал изумленный возглас дорогого друга и коллеги: мол, пишу-пишу, а никто не читает! Прочитал и изумился: я-то давно к этому привык. Сейчас,…

  • Ежики в тумане - кино в эпоху пандемии

    Человечество получило еще один страшный урок, и пока ему действительно не до индустрии развлечений. Она испытала некоторый допинг в месяцы…

  • Два часа с солнцем уральской драматургии

    На улице ливень? Вы колеблетесь, бежать на свободу или еще немного погодить в самоизоляции - ведь пандемия еще в разгаре? Не нужно колебаться. Не…