valery_kichin (valery_kichin) wrote,
valery_kichin
valery_kichin

Categories:

Мышка-норушка опять взорвала цитадель

Итак, демарш председателя российского «оскаровского» комитета Владимира Меньшова не возымел действия, его коллеги по комитету дали понять, кто в доме хозяин. Потом позвонили в Америку, удостоверились, что Америка не собирается вмешиваться во внутренние дрязги российских кинематографистов, и отправили «Цитадель» в Американскую киноакадемию на дегустацию.

Теперь действие комедии перемещается за океан. Но о том, что там может теперьkinopoisk.ru произойти, чуть позже, а пока подивимся редкостному феномену: почти вся без малого Россия теперь с надеждой смотрит на Америку! Отринув здоровое чувство патриотизма, будет болеть за то, чтобы Россия проиграла!

Да, конечно, будут возмущенные крики людей, кому автор великого фильма о великой войне еще не заезжал носком аристократического ботинка в кадык. Или кто живет далеко от Москвы и поэтому не рисковал попасть под колеса его персональной мигалки. Кто незнаком с методами «переизбрания» его на пост главы всея российская кинематография. Кто, наконец, просто не может отличить замечательный фильм о пяти вечерах от сказки про мышку-норушку и маленького комарика, спасших мир от фашизма.

Но таких людей, как ни удивительно, все меньше. А остальные надеются, что хоть Америка теперь прокатит Россию в гонке за «Оскаром».

Этот невероятный парадокс о многом говорит.

Он говорит о том, например, что Россия еще способна отличать чисто футбольные игровые страсти от сущностных моральных основ и по-прежнему болезненно относится к фактам их ниспровержения. О том, что даже из чувства патриотизма она не терпит хамства, лжи, подтасовок, и что ей осточертела нескончаемая игра в наперсток, которая почти полностью вытеснила из некогда могучей киноиндустрии остатки творческой энергии.

Заметим, что фильмы, соперничавшие с «Цитаделью» в этой стартовой зоне «Оскара», сделаны людьми, не имеющими отношения к внутрикиношным сварам. «Елену» снял человек, приехавший в Москву из новосибирского театра, не учившийся в институтах кинематографии и поэтому не ведающий о внедряемых там стереотипах, не входивший ни в какой союз и голодавший, пока на него не обратил внимание умный продюсер и не дал ему шанс. И Андрей Звягинцев без всякого участия в нашей живописной киножизни сразу взял планку, о которой не могут и мечтать большинство членов режиссерской гильдии СК России. Александр Сокуров с самого начала карьеры держится особняком, в сварах принципиально не участвует, делает свое кино. Сергей Лобан вообще пришел из андеграунда. Вот люди, которые реально делают славу нашему кино, потому что в них еще не проросли метастазы его чудовищной по уродству болезни.

Все они теперь получили хороший урок родной истории и родных нравов. Их умело отстранили от гонки, потому что у них нет мигалки, дающей, как мы видим, преимущество не только на московских чиновничьих трассах. С мигалкой у нас все аутсайдеры автоматически становятся лидерами.

И вот эта несправедливость, это вопиющее нарушение всякой человеческой логики оказались сильнее естественного патриотизма. Как ни грустно, но это факт: Россия в массе теперь будет болеть за свой проигрыш. Только потому, что за ее самое главное достижение в кино теперь будут выдавать не шедевр искусства, а мигалку - символ того порядка, когда в стране все равны, но некоторые значительно равнее.

Ну, а что теперь может произойти в Америке?

Разумеется, американским академикам глубоко неинтересны ни амбиции конкретного Михалкова, которого они знают по «Очам черным», ни апелляции к здравому смыслу его оппонентов. Они посмотрят кино, в котором ничего не поймут, потому что давно забыли сюжет фильма четвертьвековой давности, когда-то получившего «Оскар». До них несомненно долетело эхо скандального провала «Предстояния» на Каннском фестивале – но теперь перед ними другой фильм с другим названием. Долетели и отголоски нынешнего скандала, в котором, возможно, они усмотрят непонятную ревность этих агрессивных русских. Сильным аргументом для «Оскара» всегда был успех или провал картины в прокате. Но сам фильм скорее всего они смотреть будут на ускоренной перемотке, а возможно, и вовсе не будут смотреть – потому что люди в таком возрасте не могут потреблять кинематограф в таких слоновьих дозах и отдают свой голос, глядя на соседей.

Важно другое. К ним фильм поступит из рук экспертной комиссии, которая вынуждена заниматься этим скорбным трудом – отсматривать все эти многие десятки разноязыких картин, присланных десятками неинтересных им стран. Ей нужно из десятков названий сформировать шорт-лист. Само участие в шорт-листе «Оскара» считается крайне почетным, это уже победа. Поэтому главная возня сейчас развернется за право попасть в элитную пятерку. И вот здесь возможны любые подковерные игры.

Расскажу о прочитанном несколько лет назад в американском журнале фельетоне о том, как работает высокое жюри «Золотого глобуса», который лишь немного уступает в престижности «Оскару». Это жюри состоит из никому не известных людей, пишущих в никому не известных изданиях. Достаточно сказать, что Россию в нем представляют какие-то субъекты из эмигрантских изданий, или просто чьи-то знакомые, которые проживают в Калифорнии, но, чтобы задокументировать свою принадлежность к российской прессе, пишут интервью в наши многотиражки типа «СК новости», карманной газете михалковского СК. Но их суждения - вот ведь парадоксы шоу-бизнеса! - играют огромную роль в коммерческой судьбе картины, на них часто ориентируются и сами академики: чем смотреть десятки скучных фильмов, проще повторить вердикты «Глобуса». Поэтому фавориты «Глобуса» и «Оскара» так часто совпадают.

Так вот, в этом журнальном фельетоне повествовалось о том, какие роскошные ужины устраивали для жюри «Глобуса» кинокомпании, произведшие на свет претендующий на «Оскара» фильм. Какие замечательно невинные подарки они получали. Какие совершали головокружительные вояжи за счет тех же компаний. Давление эти неподкупные судьи испытывают постоянно, но это давление никак нельзя назвать неприятным, они на него не жалуются, хотя и стараются не афишировать.

Эксперты, формирующие шорт-лист – люди еще более закулисные, их никто не знает. Кроме тех, кому знать их нужно. Так что теперь судьба «Цитадели» будет во многом зависеть от правильной пиар-компании в узких кругах воротил голливудских кинопремий. Поэтому войдет ли фильм в «шорт-лист» или не войдет, получит он «Оскара» или нет, по большому счету теперь неважно - в любом случае это не будет иметь никакого отношения к его реальному художественному качеству. Личность создателя картины в Голливуде ни в чем плохом не замечена: про ее деятельность в союзе русских кинематографистов и про лакированный ботинок там ничего не знают, и что означает русское слово «мигалка», там не ведают: в Америке даже Спилберг стоит в пробках, как простой чернорабочий с заводов Форда. Так что подвиг мышки-норушки на полях Второй мировой войны вполне может быть оценен как новый прихотливый виток российской художественной мысли.

А важно совершенно другое: мы в России получили новый, редкий по наглядности пример того, как бабка держится за дедку, дедка за репку, а всем командует мышка-норушка, умеющая взрывать цитадели здравого смысла. И общественное мнение всем им побоку.

Никакие патриотические заклинания не могут заставить граждан этому аплодировать. Это радует.

Tags: "Золотой глобус", "Оскар", "Цитадель", Михалков, скандал, шорт-лист
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →