?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заколдованная картина

Экранизация "Мастера и Маргариты", 16 лет пролежавшая в заточении, как обещают, в марте 11-aдолжна появиться на экранах кинотеатров.

Этот фильм Юрия Кары собрал созвездие выдающихся актеров: Валентин Гафт - Воланд, Михаил Ульянов - Понтий Пилат, Виктор Раков - Мастер, Анастасия Вертинская - Маргарита. Первая значительная роль в кино Сергея Гармаша - Иван Бездомный. Но картина, как и книга, оказалась заколдованной. Снятая в 1994 году, она была спрятана от глаз людских - продюсеры не могли договориться с наследником писателя. В этом тоже можно было бы увидеть мистический знак, подобный тем, что сопровождали любую попытку инсценировать или экранизировать роман Михаила Булгакова.

Юрий Кара о своем фильме в “Российской газете”:

Российская газета: Итак, кажется, близок финал трагической истории с вашим фильмом. Что вы чувствуете?

Юрий Кара: Пока отношусь ко всему с недоверием: за эти годы мне неоднократно говорили, что картина вот-вот выйдет. А она все не выходила. Но я надеюсь, что компания "Люксор", объявившая о выпуске ее на экран 3 марта, это осуществит. И я с волнением буду ждать реакции зрителей.

РГ: Кино быстро стареет и технически, и эстетически. Картина 1994 года, естественно, отличается от фильма, снятого сегодня. Хотя в вашем фильме есть нечто нетленное - команда первоклассных актеров. И невероятно жаль, что Михаил Ульянов не успел увидеть одну из своих лучших работ.

Кара: Он очень хотел ее увидеть, часто спрашивал - и в вопросах чувствовалась боль. Не дожил...

РГ: Расскажите, как вы отважились взяться за экранизацию самого скандального и самого любимого романа ХХ века?

Кара: Я впервые прочитал его в 14 лет. Тогда его можно было купить только за валюту в магазине "Березка". Поэтому раздобыл машинописный вариант - дали на ночь. Впечатление невероятное - одно из ярчайших в моей жизни. Потом, став режиссером, я часто слышал о намерениях коллег снять по роману фильм. Об этом мечтали и Ролан Быков, и Эльдар Рязанов, и Геннадий Полока, а Элем Климов даже запустился с этим проектом. Я тогда собирался ставить "Власть тьмы" по сценарию моего учителя Сергея Герасимова. Но финансирования все не было, а тут я узнал, что проект Климова закрылся. И подумал: почему бы не попробовать снять свою версию? Я понимал, что версий может быть много: в романе до полутысячи действующих лиц, огромный размах в пространстве и времени, множество сюжетных линий и философских пластов - никакой фильм не смог бы все это вместить.

РГ: К тому же у каждого из нас свои Мастер, Маргарита и Воланд. Что-то обязательно не совпадет.

Кара: Поэтому так интересно было бы увидеть трактовки Климова, Быкова, Рязанова или Наумова. Но Климов отреагировал остро - даже пытался исключить меня из Союза кинематографистов. Кто-то ему вовремя сказал: снимаются три "Заката" по Бабелю - почему не может быть двух версий "Мастера и Маргариты"? Но он все равно добился в Госкино запрета всем студиям со мной работать. Появлялись публикации о том, что роман этот снимать нельзя и не нужно. Об этом писал, например, Сергей Соловьев, ссылаясь на Михаила Ромма. Но были и объективные трудности: роман обладает чисто литературной поэтикой, и нужно было найти ей кинематографический эквивалент.

РГ: Вы думаете, это возможно? Ни один спектакль, ни один фильм в принципе не может быть адекватен такому роману, компромиссы неизбежны.

Кара: Конечно. Роман так многолик и многослоен, что ни одна экранизация не передаст его полностью.A3-3_28 А на ваш вопрос о быстром старении кино отвечу так: если в фильме бьется живое сердце, он не устареет. Как не устарели картины Чаплина. Я недавно придирчиво пересмотрел наш фильм. И пришел к выводу, что ведь роман писался в 30-е годы и отражал ту реальность - нужно ли его модернизировать? Наш фильм ближе к его эстетике, чем современное кино с его компьютерной графикой.

РГ: Когда думаешь о Воланде, первая мысль о Валентине Гафте - к чему бы это?

Кара: Мы вместе работали на двух фильмах, дружили. Хотя в этом было даже некоторое неудобство: Гафт - отличный поэт, и мог позвонить в три ночи, чтобы прочитать свое новое сочинение. Но, конечно, он и внешне подходил под описание Булгакова, а его знаменитая ироничность - это точное попадание в характер. В такой же мере "попал" в образ Пилата Михаил Александрович Ульянов. Он говорил мне: "Я знаю таких людей - они ради своего кресла не только Христа, но и мать родную продадут!" Потрясающий был мастер: он одним поднятием брови мог выразить больше, чем другой актер - монологом.

РГ: Саундтрек писал Альфред Шнитке - он легко согласился?

Кара: Он к тому времени лет десять не писал для кино - отдался чистой музыке. Но когда посмотрел материал фильма, сказал, что нам удалось сохранить главное - эклектику романа: философию религиозных сцен и, как он выразился, фельетонность московских эпизодов. И написал для фильма много замечательной музыки.

РГ: И все-таки вы вступили на минное поле - обязательно вызовете на себя огонь критики. Как несколько лет назад вызвал фильм Бортко.

Кара: Меня утешает то, что фильм во многом повторяет судьбу книги, которая вышла через четверть века после смерти автора. А что касается критики... Серьезно занимаясь Чеховым, я сделал своего рода литературное открытие: оказывается, первую разносную рецензию на творения молодого Чехова написал критик по фамилии... Латунский. Так что булгаковская Маргарита отомстила еще и обидчику Чехова.

РГ: В какой мере мистика "заколдованного романа" сказалась на съемках?

Кара: Об этом рассказывать - места в газете не хватит. Наверное, у романа есть свой ангел-хранитель, который запрещает слишком активно в него вторгаться. Была в одном театре идея перевести прозу в стихи и сделать мюзикл,- ничего не вышло, потому что все переругались. Как я слышал, в поисках экранного эквивалента дописывал какие-то отсутствующие в романе сцены Элем Климов - судьба проекта известна. Я тоже набил много шишек. Скажем, сцены в Иудее мы собирались снять в Судаке. Уже выстроили декорации, набрали массовку, пригнали осликов и верблюдов, и вдруг в октябре в Крыму выпадает снег, и оператор неожиданно отказывается от картины. Мчусь в Москву, нахожу нового оператора, еду к нему на переговоры - и тут в моей новенькой машине рассыпается сцепление, причем как раз напротив описанного в романе дома с "нехорошей квартирой". И я подумал: ну какой тебе знак еще нужен, чтобы не снимать в Крыму?! И со скандалом убедил продюсеров снимать там, где происходит действие, - в Иудее. В сцене, когда Иешуа висит на кресте, по роману, его тело должны кусать слепни. Мои ассистенты по реквизиту наловили всякой летающей живности, перед съемкой выпустили, и насекомые просто разлетелись. Мы погоревали и решили снимать так. Порепетировали, я скомандовал: "Мотор" - и слепни тут же облепили нашего Иешуа.

РГ: Писали, что есть три версии фильма: на 6, 4 и 2 часа. Какая выйдет на экраны?

Кара: Авторский вариант - 3 часа 20 минут. Продюсеры возражали: тяжело будет смотреть. Но я привел в пример "Титаник" - такой же метраж, а был рекордсменом проката. Решили так: авторская версия выйдет на DVD, а в кинотеатрах - сокращенная, двухчасовая.

РГ: Известный сериал Влади мира Бортко снимался под Петербургом, хотя в романе один из главных героев - Москва, ее конкретные переулки и дома.

Кара: Булгаков, приехав в Москву, полюбил эти переулки вокруг Патриарших, и мы старались все это сохранить в фильме. Подвальчик Мастера снимали в подвальчике, о котором писал Булгаков. Маргарита взлетает из того самого особняка на Остоженке. В фильме существует все, что сейчас, после "точечной застройки", найти уже невозможно. Но мы успели снять ту Москву, которую любил Булгаков, и она сохранилась в нашем фильме.

РГ: Полет Маргариты у вас выполнен без компьютеров - но завораживающе. И над реальным Арбатом!POLET

Кара: Это был полет вживую и с риском для жизни. Вертинская долго примерялась к роли, но потом стала активно ее придумывать - даже ездила в Израиль за какими-то специальными тканями для Маргариты, нашла портниху, чтобы все соответствовало эпохе. Перед съемками три дня выдерживала пост - голодала. А для полета Маргариты нам привезли немецкую пожарную машину с длинной лестницей. Шестеро каскадеров держали оператора, шестеро - Вертинскую, и глубокой ночью все это сооружение с огромной скоростью мчалось по Арбату. Мне страшно подумать, что было бы, если бы какой-нибудь безумец пересек наш путь, и пришлось бы затормозить - каскадеры вряд ли удержали бы актрису. На следующий день в "Вечерней Москве" я прочитал, что жители Арбата возмущены летающими ночью ведьмами и хотят изучать творчество режиссера Юрия Кары в суде.

РГ: Недавно вы сняли фильм "Гамлет, XXI век", и актер Гела Месхи даже получил за главную роль приз на фестивале в Благовещенске. Два слова о том, почему "Гамлет" и почему XXI век.

Кара: Аристотель считал, что если история занимается тем, что было, то искусство должно заниматься тем, что должно быть. И, мне кажется, вопросы, которыми мучился тридцатилетний Гамлет, в наше время должны тревожить и более молодых людей. Поэтому мы перенесли действие трагедии в наши дни.

РГ: Можно надеяться, что перед выходом картины вы расскажете нам о ней подробнее.

Кара: Обязательно.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
sannykoff
Nov. 29th, 2010 04:38 pm (UTC)
Спасибо, очень хорошая Булгаковская беседа. Люблю фильм Карры, хотя снималя в эпизодической роли во всех сериях Борткинского провального шедевра. Смотрел это фильм в ужасном качестве, но я видел и узнавал Любимого Булгакова, настоящую Москву и даже иудушка Бруляков, был убедительней в роли Иешуа, разжиревшего сладкотошного Безрукова.
mysl_lex
Nov. 29th, 2010 04:56 pm (UTC)
Простите, а что в последней версии играют не высококлассные актёры???
Басилашвили, Абдулов, Баширов, Карцев, Лавров, Галкин, Филиппенко(просто конгениальный Азазелло), господи Гафт(нереально гениальный Каифа), а Золотухин?... Это что Второсортные актёры???
ИМХО сериал великолепный, а игра актёрская вне всяких похвал!!! Сам просмотрел около 5 раз и каждый раз взахлёб!!!
valery_kichin
Nov. 29th, 2010 05:16 pm (UTC)
Актеры замечательные. Но у посредственного режиссера даже замечательные актеры играют хуже, чем могли бы. Поэтому не получились роли у Абдулова, у Лаврова, совсем плох Иешуа и незначителен Мастер. Но это, я уже писал, дело сугубо индивидуального вкуса.
bon_a_ventura
Nov. 30th, 2010 03:55 am (UTC)
Сериал, конечно, получился просто провальный - на мой взгляд. И это удивительно, при таком количестве талантов. И, очевидно, что отвечает за это режиссер.

Единствнное - не могу понять, почему Вы называете Бортко "посредственным", ведь он снял "Собачье сердце" - мне кажется, лучшую экранизацию Булгакова. Может быть, правильнее сказать, что сериал снимался им на спаде творческой активности?..

У Эльдара Рязанова было тоже несколько вполне посредственных фильмов ("Ключ от спальни", например), но никто же не называет его посредственным на этом основании...
valery_kichin
Nov. 30th, 2010 04:38 am (UTC)
У Бортко, на мой взгляд, был только один фильм, который говорит о его таланте, - "Цирк сгорел, и клоуны разбежались". В "Собачьем сердце" есть очень хороший Евстигнеев, но уже Шариков сделан на чисто физиологическом уровне, с расчетом на внешнюю омерзительность исполнителя, а не на его мастерство, которого нет совсем. А дальше - сплошные провалы. Некоторое просветление - "Идиот" и, частично, "Мастер и Маргарита". По-моему, весьма средний режиссер. Сравнение с Рязановым некорректно: у того есть много превосходных картин, которые вошли в историю. А неудачи бывали и у гениев уровня Феллини.
kurmashev
Nov. 30th, 2010 08:19 am (UTC)
Эх... Ножом по сердцу. Всегда настолько восхищался профессором Преображенским (и в книге, и в фильме), что все возможные недостатки киноленты на этом фоне отходили на второй план. И "Собачье сердце" всегда было одним из любимых фильмов. Хотя допускаю, что с профессиональной точки зрения там есть свои проколы.
estna
Nov. 30th, 2010 09:57 am (UTC)
Когда смотрела сериал Бортко, с первых же кадров чувствовала возраст и усталость и режиссёра, и актёров. Лавров уже по фактуре совершенно не подходил на роль Понтия Пилата, очень средне сыграл Абдулов, а об экранном воплощении кота Бегемота лучше промолчать. Ковальчук внешне хороша и немного похожа на Елену Сергеевну Булгакову, но холодна в сценах любви до невозможности. А в сценах, где она ведьма, порой дико переигрывает. В общем, пересматривать нет никакого желания.
mysl_lex
Nov. 29th, 2010 04:59 pm (UTC)
ЗЫ. С музыкой немного подкачали! Могли бы под такой проект и настоящий симфонический оркестр задействовать!!! Вот тут позор!!!
valery_kichin
Nov. 29th, 2010 05:18 pm (UTC)
Не понял Вашу мысль. А что, Вы думаете, Шнитке писал для рок-группы?
mysl_lex
Nov. 30th, 2010 05:33 am (UTC)
:)))
Так я же не про Шнитке!!! Кто такой Шнитке можете мне не рассказывать - я музыкант с высшим академическим образованием!
Я про Корнелюка!!! Испоганил весь фильм этим синтезированным оркестром!!!
valery_kichin
Nov. 30th, 2010 05:44 am (UTC)
Извините, если нечаянно обидел - думал, что Вы о фильме Кары. А с музыкой Корнелюка - действительно, катастрофа. Но это вкус и выбор режиссера, ничего не поделаешь.
mysl_lex
Nov. 30th, 2010 05:47 am (UTC)
это вкус и выбор режиссера
Может просто денег не хватило? :)))
Может не в режиссёре, а в Продюсерах дело?
Очень часто мнение продюсера главнее режиссёра(((
valery_kichin
Nov. 30th, 2010 05:52 am (UTC)
Re: это вкус и выбор режиссера
Если не ошибаюсь, на пресс-конференции режиссер особо отмечал замечательную музыку. Но, конечно, возможно все.
mysl_lex
Nov. 30th, 2010 06:03 am (UTC)
Re: это вкус и выбор режиссера
Ну это возможно и раболепство перед людьми с денежкой или просто благородный жест в сторону Корнелюка, мол все понимают что говно музыка твоя, но я тебя поддержу:)))
alexvadim
Nov. 29th, 2010 05:58 pm (UTC)
Никогда не слышал, чтобы Элем "запустился с проектом". Не до проектов ему было в перестройку. Мечтал об этом, да. И чтобы громил какого-то Кару. Да и Шнитке был его близким другом. Странно.
znatokin
Nov. 29th, 2010 08:38 pm (UTC)
было, было... своими глазами видел табличку на Мосфильме, кажется, в Круге и запустился... а может и не в Круге... но запуск был - точно!
про травлю Кары слышу впервые, нов жизни случается всякое...
eestitere
Nov. 29th, 2010 06:11 pm (UTC)
На месте Кары я бы никому не показывала этот фильм. Тогда он мог бы до конца жизни рассказывать, что создал шедевр, и ему бы верили, сочувствовали. А если зрители это увидят - боюсь, всех ждет страшное разочарование. И прежде всего Кару.
severr
Nov. 29th, 2010 06:37 pm (UTC)
был такой советский фильм "Фуэте", где Гафт уже играл Воланда
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7595/annot/
u_maza
Nov. 29th, 2010 06:39 pm (UTC)
видела фильм еще год назад, правда в авишном качестве. Очень сумбурные впечатления, но Пилат, Воланд, Маргарита- прекрасны. Другие, по сравнению с последней версией, но прекрасны.Бездомные в обоих вариантах великолепны, троица нечисти исключительно хороша!.Басилашвили , по-моему , более жуток, именно потому, что не так ярок, как Гафт.Интересно, что ему дважды повезло - и Воланд и Каифа- о таком только мечтать,Да и Филипенко тоже!Ульянов- Пилат яростный, неистовый, действительно завоеватель , а Лавров- воин потерявший смысл соей жизни, на излете, но убедительны оба.И просто в десятку Адабашьян-Берлиоз!
znatokin
Nov. 29th, 2010 08:41 pm (UTC)
мне обе экранизации не понравились... актёрские работы были выдающимися и в одной и другой, но целиково оба фильма имеют к роману отношение отдалённое... почему? сформулировать сложно, не в постановочных средствах дело - очевидно... наверное нечто метафизическое...
lampa33
Nov. 29th, 2010 08:57 pm (UTC)
Я на ю-тубе отрывки видела . Мне Вертинская там больше понравилась.
Может теперь помечтать, что и " Анна Карамазофф" - появится ?
bon_a_ventura
Nov. 30th, 2010 03:46 am (UTC)
Я помню, в 1993 году был на встрече со Львом Дуровым - он вдохновенно рассказывал о только что прошедших съемках в этом фильме - кажется, он играл Левия Матфея. Помню, после этого пару лет с таким нетерпением ждали - когда же выйдет фильм?..

.. разочарование, конечно, возможно...
a_i_z
Nov. 30th, 2010 06:10 am (UTC)
Спасибо за статью.
На мой взгляу, у Бортко самый главный провал - выбор Лаврова на Понтия Пилата.
Ну о-о-чень стар, очень,
римляне до таких лет просто не доживали,
тем более, римские наместники в Иудее, где столько проблем,
что голова раскалывается от боли :(
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

Bear
valery_kichin
valery_kichin

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner